Хвастовство до добра не доведет
Автор: Куликова Дарья Валерьевна, Андрианова Мария Сергеевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 121», г. Рязань.Методическая разработка организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 6-7 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием некоторых современных мультфильмов у детей могут быть искажены представления о таких качествах как, доброта, милосердие, справедливость. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью чтения художественной литературы. Так, В.А. Сухомлинский считал, что «…Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.», «…Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.
Духовно – нравственные понятия ярко представлены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Но, можем ли мы позволить себе учить детей так, как когда-то учили нас? «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра», — так говорил Джон Дьюи, американский философ, основоположник метода проектов, педагог рубежа XIX-XX вв.
Чтение по традиционным методикам уже не всегда дает положительный и желательный эффект, ведь дети изменились – и тогда приходят на помощь новые технологии. Например, технология продуктивного чтения, которую мы реализуем в нашем детском саду.
Выбор этой технологии мы объясняем её природосообразной сущностью и возможностью обеспечить преемственность в развитии детей. Кроме того, она рекомендована в ОС «Школа 2100», ОП ДО «Детский сад 2100».
Цель: организовать образовательную деятельность детей по восприятию сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», направленную на знакомство с произведением; содействовать воспитанию нравственных качеств.
Задачи:
- Создать условия для формирования интереса к слушанию сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»;
- Способствовать развитию умений внимательно слушать произведение, воспринимать содержание рассказа, оценивать поступки персонажей сказки;
- Создать условия для выражения детьми отношения к содержанию текста, для обращения детей к личному опыту;
- Создать условия для применения полученных знаний на практике.
Оборудование: книга с текстом, презентация, медиапроектор, коробка, фотоальбом, дидактический и раздаточный материал (разрезные картинки, «обведи по точкам).
Ход занятия:
1. Мотивационный этап.
Дети сидят на стульях.
На столе стоит коробка, внутри которой альбом с фотографиями.
Воспитатель достает альбом и предлагает посмотреть фотографии детям .
( 2, 3, 4 слайды – фотографии из альбома)
Воспитатель: Ребята, я очень люблю смотреть фотографии. А вы? А зачем делают фотографии? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите эти фотографии сделаны из мест путешествия. А вы любите путешествовать? А где вы были, ребята? (ответы детей))
2. Ориентировочный этап.
(5 слайд – лягушка)
Воспитатель: Ребята, а откуда взялась лягушка? Мы же говорим о путешествии. Наверное, эта лягушка необычная, тоже любит путешествовать, как и мы с вами.
- А как же лягушка может путешествовать?
- Ой, ребята, я кажется поняла, откуда взялась эта лягушка. Она появилась из сказки Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница» (6 слайд - портрет автора и обложка книги).
Воспитатель: Как вы думаете, сможем ли мы из сказки узнать, как путешествовала эта лягушка?
Ребята, садитесь поудобнее, слушайте внимательно.
3. Исполнительский этап.
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно — конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Но случилось одно происшествие. (Интересно, что за происшествие? Вопрос не требует ответа детей)
Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком. «Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! — думала она. — Какое это наслаждение — жить на свете!» (Прекрасная мокрая погода…странно, обычно говорят «прекрасная солнечная погода». Почему же лягушка так сказала? Ответы детей принимаются, но не комментируются.)
Дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают, — на это есть весна, — и что, заквакав, она может уронить своё лягушачье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться.
Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают. Фью-фью-фью- фью — раздаётся в воздухе, когда летит высоко над вами стая таких уток, а их самих даже и не видно: так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, спустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка.
— Кря, кря! — сказала одна из них. — Лететь ещё далеко, надо покушать.
И лягушка сейчас же спряталась. Хотя она и знала, что утки не станут есть её, большую и толстую квакушку, но всё-таки, на всякий случай, нырнула под корягу. Однако, подумав, она решилась высунуть из воды свою лупоглазую (т.е. с выпученными глазами) голову: ей было очень интересно узнать, куда летят утки (Какая любопытная лягушка!)
— Кря, кря! — сказала другая утка. — Уж холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!
И все утки стали громко крякать в знак одобрения.
— Госпожи утки, — осмелилась сказать лягушка, — что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство. (А вы знаете, что такое юг? Ответы детей принимаются, но не комментируются.)
И утки окружили лягушку. Сначала у них явилось желание съесть её, но каждая из них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями:
— Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные, тёплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!
Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва-едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце всё-таки спросила, потому что была осторожна:
— А много ли там мошек и комаров?
— О! Целые тучи! — ответила утка.
— Ква! — сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы услышать её и осудить за кваканье осенью. Она уж никак не могла удержаться, чтобы не квакнуть хоть разик. (А вы поняли, почему лягушка решилась квакнуть? Ответы принимаются, но не комментируются.)
— Возьмите меня с собой!
— Это мне удивительно! — воскликнула утка. — Как мы тебя возьмём? У тебя нет крыльев.
— Когда вы летите? — спросила лягушка.
— Скоро, скоро! — закричали все утки. — Кря, кря! Кря, кря! Тут холодно! На юг! На юг!
— Позвольте мне подумать только пять минут, — сказала лягушка. — Я сейчас вернусь, я, наверное, придумаю что-нибудь хорошее. (Интересно, что же она придумает? Этот вопрос не требует ответа детей)
И она шлёпнулась с сучка, на который было снова влезла, в воду, нырнула в тину и совершенно зарылась в ней, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять. Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды, около сучка, на котором сидела лягушка, показалась её морда, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка.
— Я придумала! Я нашла! — сказала она. — Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно. (Ай да лягушка! Вот что придумала!)
Хотя молчать и тащить хотя бы и лёгкую лягушку три тысячи вёрст (так раньше измеряли расстояние, это очень далеко) не бог знает какое удовольствие, но её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её. Решили переменяться каждые два часа, и так как уток было, как говорится в загадке, столько, да ещё столько (А сколько это? Ответы детей принимаются, но не комментируются), да полстолько, да четверть столько, а лягушка была одна, то нести её приходилось не особенно часто. Нашли хороший, прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и всё стадо поднялось на воздух. У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую её подняли; кроме того, утки летели неровно и дёргали прутик; бедная квакушка болталась в воздухе, как бумажный паяц (бумажный клоун), и изо всей мочи стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не шлёпнуться на землю. Однако она скоро привыкла к своему положению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились поля, луга, реки и горы, которые ей, впрочем, было очень трудно рассматривать, потому что, вися на прутике, она смотрела назад и немного вверх, но кое- что всё-таки видела и радовалась и гордилась. (Интересно, чему она радовалась и чем гордилась? Этот вопрос не требует ответа детей)
«Вот как я превосходно придумала», — думала она про себя. (Вот, оказывается, чем она гордилась и чему радовалась)
А утки летели вслед за нёсшей её передней парой, кричали и хвалили её.
— Удивительно умная голова наша лягушка, — говорили они. — Даже между утками мало таких найдётся.
Она едва удерживалась, чтобы не поблагодарить их, но, вспомнив, что, открыв рот, она свалится со страшной высоты, ещё крепче стиснула челюсти и решилась терпеть. Она болталась таким образом целый день; нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик; это было очень страшно: не раз лягушка чуть было не квакнула от страха, но нужно было иметь присутствие духа, и она его имела. Вечером вся компания остановилась в каком-то болоте; с зарёю утки с лягушкой снова пустились в путь, но на этот раз путешественница, чтобы лучше видеть, что делается на пути, прицепилась спинкой и головой вперёд, а брюшком назад. Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах; оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, замечая в ней что-то странное, показывали на неё руками. И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что о ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:
— Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.
И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:
— Смотрите, смотрите, — кричали дети в одной деревне, — утки лягушку несут!
Лягушка слышала это, и у неё прыгало сердце.
— Смотрите, смотрите, — кричали в другой деревне взрослые, — вот чудо-то!
«Знают ли они, что это придумала я, а не утки?» — подумала квакушка.
Смотрите, смотрите, — кричали в третьей деревне, - экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку? (Сумеет ли удержаться? Не заговорит, как вы думаете? Ответы детей принимаются, но не комментируются)
Тут уж лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:
— Это я! Я! (Эх, хвастливая лягушка! Не удержалась!)
И с этим криком она полетела вверх тормашками (т.е. кувырком, вверх ногами) на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твёрдая дорога, а гораздо дальше, что было для неё большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.
Она скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во всё горло:
— Это я! Это я придумала!
Но вокруг неё никого не было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду. Когда они начали показываться из неё, то с удивлением смотрели на новую.
И она рассказала им чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у неё были свои собственные утки, которые носили её, куда ей было угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие прекрасные тёплые болота и так много мошек и всяких других съедобных насекомых.
— Я заехала к вам посмотреть, как вы живёте, — сказала она. — Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.
Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели её.
- Ребята, вы устали? Давайте с вами немного разомнемся.
(7 слайд- физминутка)
Физминутка «Две лягушки»:
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки, (Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
И обратно возвращались.
Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны)
Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку)
Прыгать с пятки на носок.
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте)
Всем друзьям физкультпривет!
Обобщающая беседа
Где жила лягушка до путешествия? (на болоте) Почему лягушка захотела полететь вместе с утками? (ей хотелось тоже побывать на юге) Как утки отнеслись к ее желанию? (сначала они хотели ее съесть, но потом взяли ее с собой) Какое приспособление для путешествия придумала лягушка? (прутик, который с двух сторон держали утки) Как чувствовала себя лягушка в полете? (ей было страшно, но потом она привыкла к полете и стала осматриваться) Сбылась ли мечта лягушки побывать на юге? Почему? (нет, потому что она квакнула и из-за этого упала с прутика) Ребята, а какая лягушка? А почему вы так решили? (хвастливая, она упала, потому что хотела, чтобы все знали, что это она придумала такой способ путешествия)
Выражение своего отношения к содержанию текста
Ребята, вам понравился рассказ? Что понравилось больше всего?
Творческое задание:
- Ребята, я тут для вас подготовила задание. Подходите ко мне, посмотрите, что вы здесь видите? Как вы думаете, что мы должны сделать? (ответы детей)
Дети садятся за столы и выполняют задание («Соедини по точкам»)
- Ребята, кто у нас с вами получился? Да, это же лягушка-путешественница. Если у нас останется время, то мы с вами потом раскрасим нашу лягушку.
- Ребята, посмотрите, я подготовила для вас еще одно задание. Для его выполнения нам нужно разделиться на пары. Подходите к столам. Посмотрите, что находится в конвертах (разрезные картинки). Я предлагаю вам их собрать и посмотреть, что получится.
- Ребята, что у нас получилось? ( Буратино, Незнайка, Мышонок, Лягушка--путешественница, Колобок, заяц-хвастун). А как вы думаете, что объединяет всех этих персонажей? (они хвастались)
Подходим к столам и приступаем к заданию. После выполнения задания обсуждаем, что получилось.
4. Рефлексивный этап.
Ребята, мы сегодня с вами прочитали рассказ Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница»? Чему же Вас научил рассказ? Какие задания для вас были интересны?
5. Перспективный этап.
- Ребята, а Вы собираетесь путешествовать? А вы будете об этом хвалиться?
Сегодня мы с вами из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница» узнали, что хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно. Хвастовство- несчастье человека.
Литература:
1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет: Метод. рек. М., 2009.
2. Буре Р.С.,Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.-М.,Просвещение,1989
3. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
4. Коломийченко Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально- коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
5. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
Презентация к занятию во вложении (pptx, 2Mb)
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.
Духовно – нравственные понятия ярко представлены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Но, можем ли мы позволить себе учить детей так, как когда-то учили нас? «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра», — так говорил Джон Дьюи, американский философ, основоположник метода проектов, педагог рубежа XIX-XX вв.
Чтение по традиционным методикам уже не всегда дает положительный и желательный эффект, ведь дети изменились – и тогда приходят на помощь новые технологии. Например, технология продуктивного чтения, которую мы реализуем в нашем детском саду.
Выбор этой технологии мы объясняем её природосообразной сущностью и возможностью обеспечить преемственность в развитии детей. Кроме того, она рекомендована в ОС «Школа 2100», ОП ДО «Детский сад 2100».
Цель: организовать образовательную деятельность детей по восприятию сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», направленную на знакомство с произведением; содействовать воспитанию нравственных качеств.
Задачи:
- Создать условия для формирования интереса к слушанию сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»;
- Способствовать развитию умений внимательно слушать произведение, воспринимать содержание рассказа, оценивать поступки персонажей сказки;
- Создать условия для выражения детьми отношения к содержанию текста, для обращения детей к личному опыту;
- Создать условия для применения полученных знаний на практике.
Оборудование: книга с текстом, презентация, медиапроектор, коробка, фотоальбом, дидактический и раздаточный материал (разрезные картинки, «обведи по точкам).
Ход занятия:
1. Мотивационный этап.
Дети сидят на стульях.
На столе стоит коробка, внутри которой альбом с фотографиями.
Воспитатель достает альбом и предлагает посмотреть фотографии детям .
( 2, 3, 4 слайды – фотографии из альбома)
Воспитатель: Ребята, я очень люблю смотреть фотографии. А вы? А зачем делают фотографии? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите эти фотографии сделаны из мест путешествия. А вы любите путешествовать? А где вы были, ребята? (ответы детей))
2. Ориентировочный этап.
(5 слайд – лягушка)
Воспитатель: Ребята, а откуда взялась лягушка? Мы же говорим о путешествии. Наверное, эта лягушка необычная, тоже любит путешествовать, как и мы с вами.
- А как же лягушка может путешествовать?
- Ой, ребята, я кажется поняла, откуда взялась эта лягушка. Она появилась из сказки Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница» (6 слайд - портрет автора и обложка книги).
Воспитатель: Как вы думаете, сможем ли мы из сказки узнать, как путешествовала эта лягушка?
Ребята, садитесь поудобнее, слушайте внимательно.
3. Исполнительский этап.
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно — конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Но случилось одно происшествие. (Интересно, что за происшествие? Вопрос не требует ответа детей)
Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком. «Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! — думала она. — Какое это наслаждение — жить на свете!» (Прекрасная мокрая погода…странно, обычно говорят «прекрасная солнечная погода». Почему же лягушка так сказала? Ответы детей принимаются, но не комментируются.)
Дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают, — на это есть весна, — и что, заквакав, она может уронить своё лягушачье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться.
Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают. Фью-фью-фью- фью — раздаётся в воздухе, когда летит высоко над вами стая таких уток, а их самих даже и не видно: так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, спустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка.
— Кря, кря! — сказала одна из них. — Лететь ещё далеко, надо покушать.
И лягушка сейчас же спряталась. Хотя она и знала, что утки не станут есть её, большую и толстую квакушку, но всё-таки, на всякий случай, нырнула под корягу. Однако, подумав, она решилась высунуть из воды свою лупоглазую (т.е. с выпученными глазами) голову: ей было очень интересно узнать, куда летят утки (Какая любопытная лягушка!)
— Кря, кря! — сказала другая утка. — Уж холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!
И все утки стали громко крякать в знак одобрения.
— Госпожи утки, — осмелилась сказать лягушка, — что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство. (А вы знаете, что такое юг? Ответы детей принимаются, но не комментируются.)
И утки окружили лягушку. Сначала у них явилось желание съесть её, но каждая из них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями:
— Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные, тёплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!
Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва-едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце всё-таки спросила, потому что была осторожна:
— А много ли там мошек и комаров?
— О! Целые тучи! — ответила утка.
— Ква! — сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы услышать её и осудить за кваканье осенью. Она уж никак не могла удержаться, чтобы не квакнуть хоть разик. (А вы поняли, почему лягушка решилась квакнуть? Ответы принимаются, но не комментируются.)
— Возьмите меня с собой!
— Это мне удивительно! — воскликнула утка. — Как мы тебя возьмём? У тебя нет крыльев.
— Когда вы летите? — спросила лягушка.
— Скоро, скоро! — закричали все утки. — Кря, кря! Кря, кря! Тут холодно! На юг! На юг!
— Позвольте мне подумать только пять минут, — сказала лягушка. — Я сейчас вернусь, я, наверное, придумаю что-нибудь хорошее. (Интересно, что же она придумает? Этот вопрос не требует ответа детей)
И она шлёпнулась с сучка, на который было снова влезла, в воду, нырнула в тину и совершенно зарылась в ней, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять. Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды, около сучка, на котором сидела лягушка, показалась её морда, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка.
— Я придумала! Я нашла! — сказала она. — Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно. (Ай да лягушка! Вот что придумала!)
Хотя молчать и тащить хотя бы и лёгкую лягушку три тысячи вёрст (так раньше измеряли расстояние, это очень далеко) не бог знает какое удовольствие, но её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её. Решили переменяться каждые два часа, и так как уток было, как говорится в загадке, столько, да ещё столько (А сколько это? Ответы детей принимаются, но не комментируются), да полстолько, да четверть столько, а лягушка была одна, то нести её приходилось не особенно часто. Нашли хороший, прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и всё стадо поднялось на воздух. У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую её подняли; кроме того, утки летели неровно и дёргали прутик; бедная квакушка болталась в воздухе, как бумажный паяц (бумажный клоун), и изо всей мочи стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не шлёпнуться на землю. Однако она скоро привыкла к своему положению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились поля, луга, реки и горы, которые ей, впрочем, было очень трудно рассматривать, потому что, вися на прутике, она смотрела назад и немного вверх, но кое- что всё-таки видела и радовалась и гордилась. (Интересно, чему она радовалась и чем гордилась? Этот вопрос не требует ответа детей)
«Вот как я превосходно придумала», — думала она про себя. (Вот, оказывается, чем она гордилась и чему радовалась)
А утки летели вслед за нёсшей её передней парой, кричали и хвалили её.
— Удивительно умная голова наша лягушка, — говорили они. — Даже между утками мало таких найдётся.
Она едва удерживалась, чтобы не поблагодарить их, но, вспомнив, что, открыв рот, она свалится со страшной высоты, ещё крепче стиснула челюсти и решилась терпеть. Она болталась таким образом целый день; нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик; это было очень страшно: не раз лягушка чуть было не квакнула от страха, но нужно было иметь присутствие духа, и она его имела. Вечером вся компания остановилась в каком-то болоте; с зарёю утки с лягушкой снова пустились в путь, но на этот раз путешественница, чтобы лучше видеть, что делается на пути, прицепилась спинкой и головой вперёд, а брюшком назад. Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах; оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, замечая в ней что-то странное, показывали на неё руками. И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что о ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:
— Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.
И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:
— Смотрите, смотрите, — кричали дети в одной деревне, — утки лягушку несут!
Лягушка слышала это, и у неё прыгало сердце.
— Смотрите, смотрите, — кричали в другой деревне взрослые, — вот чудо-то!
«Знают ли они, что это придумала я, а не утки?» — подумала квакушка.
Смотрите, смотрите, — кричали в третьей деревне, - экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку? (Сумеет ли удержаться? Не заговорит, как вы думаете? Ответы детей принимаются, но не комментируются)
Тут уж лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:
— Это я! Я! (Эх, хвастливая лягушка! Не удержалась!)
И с этим криком она полетела вверх тормашками (т.е. кувырком, вверх ногами) на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твёрдая дорога, а гораздо дальше, что было для неё большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.
Она скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во всё горло:
— Это я! Это я придумала!
Но вокруг неё никого не было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду. Когда они начали показываться из неё, то с удивлением смотрели на новую.
И она рассказала им чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у неё были свои собственные утки, которые носили её, куда ей было угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие прекрасные тёплые болота и так много мошек и всяких других съедобных насекомых.
— Я заехала к вам посмотреть, как вы живёте, — сказала она. — Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.
Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели её.
- Ребята, вы устали? Давайте с вами немного разомнемся.
(7 слайд- физминутка)
Физминутка «Две лягушки»:
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки, (Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
И обратно возвращались.
Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны)
Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку)
Прыгать с пятки на носок.
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте)
Всем друзьям физкультпривет!
Обобщающая беседа
Где жила лягушка до путешествия? (на болоте) Почему лягушка захотела полететь вместе с утками? (ей хотелось тоже побывать на юге) Как утки отнеслись к ее желанию? (сначала они хотели ее съесть, но потом взяли ее с собой) Какое приспособление для путешествия придумала лягушка? (прутик, который с двух сторон держали утки) Как чувствовала себя лягушка в полете? (ей было страшно, но потом она привыкла к полете и стала осматриваться) Сбылась ли мечта лягушки побывать на юге? Почему? (нет, потому что она квакнула и из-за этого упала с прутика) Ребята, а какая лягушка? А почему вы так решили? (хвастливая, она упала, потому что хотела, чтобы все знали, что это она придумала такой способ путешествия)
Выражение своего отношения к содержанию текста
Ребята, вам понравился рассказ? Что понравилось больше всего?
Творческое задание:
- Ребята, я тут для вас подготовила задание. Подходите ко мне, посмотрите, что вы здесь видите? Как вы думаете, что мы должны сделать? (ответы детей)
Дети садятся за столы и выполняют задание («Соедини по точкам»)
- Ребята, кто у нас с вами получился? Да, это же лягушка-путешественница. Если у нас останется время, то мы с вами потом раскрасим нашу лягушку.
- Ребята, посмотрите, я подготовила для вас еще одно задание. Для его выполнения нам нужно разделиться на пары. Подходите к столам. Посмотрите, что находится в конвертах (разрезные картинки). Я предлагаю вам их собрать и посмотреть, что получится.
- Ребята, что у нас получилось? ( Буратино, Незнайка, Мышонок, Лягушка--путешественница, Колобок, заяц-хвастун). А как вы думаете, что объединяет всех этих персонажей? (они хвастались)
Подходим к столам и приступаем к заданию. После выполнения задания обсуждаем, что получилось.
4. Рефлексивный этап.
Ребята, мы сегодня с вами прочитали рассказ Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница»? Чему же Вас научил рассказ? Какие задания для вас были интересны?
5. Перспективный этап.
- Ребята, а Вы собираетесь путешествовать? А вы будете об этом хвалиться?
Сегодня мы с вами из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница» узнали, что хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно. Хвастовство- несчастье человека.
Литература:
1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет: Метод. рек. М., 2009.
2. Буре Р.С.,Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.-М.,Просвещение,1989
3. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
4. Коломийченко Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально- коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
5. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
Презентация к занятию во вложении (pptx, 2Mb)
Скачать вложение