Ленивому хвалиться нечем
Автор: Четыркина Светлана Александровна, Михайлова Кристина Викторовна, Петрухина Наталья Владимировна, воспитатели, МБДОУ «Детский сад № 105» города РязаниМетодическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 3-4 лет (по сказке В. Сутеева «Живые грибы»)
Аннотация
В.А. Сухомлинский считал, что «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.», «Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.
Духовно – нравственные ценности ярко представлены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Но, можем ли мы позволить себе учить детей так, как когда-то учили нас? «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра», — так говорил Джон Дьюи, американский философ, основоположник метода проектов, педагог рубежа XIX-XX вв.
Чтение по традиционным методикам не всегда дает положительный и желательный эффект, ведь дети и среда, в которой они растут, изменились. На помощь приходят новые технологии дошкольного образования.
Поскольку дошкольники не умеют читать, технология получила название «технология продуктивного чтения-слушания». Понятие «чтение-слушание» рассматривается автором (О.В. Чиндиловой) как вид речевой деятельности, при котором текст воспринимается ребенком на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного.
С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом, содержание которых учитывает наличие и уровень сформированности навыка чтения, а также возрастные особенности детей:
1. до чтения;
2. во время чтения;
3. после чтения.
Целью этапа работы с текстом до чтения является развитие такого важнейшего механизма речи, как антиципация (умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов). Главная задача педагога – вызвать у ребёнка желание прочитать произведение.
Второй этап работы с текстом (во время чтения) нацелен на восприятие, понимание, интерпретацию текста. Педагог создает условия для медленного (художественного) чтения, обеспечивающего более четкое восприятие детьми произведения, и проверяет эмоциональную реакцию на текст.
На третьем этапе работы с текстом (после чтения) происходит корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Педагог обеспечивает углублённое восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации.
Дети на данном этапе отвечают на вопросы, обсуждают прочитанное, участвуют в выполнении творческих заданий, подобранных с учетом художественные задачи текста, или особенности группы в целом и возможности отдельного ребёнка, или учебной задачи. Главный критерий для выбора заданий на данном этапе – это ориентир на наиболее активно включившуюся у детей в процессе чтения текста сферу читательской деятельности (эмоциональная, воображение, осмысление содержания, реакция на художественную форму).
Для детей младшего дошкольного возраста при слушании художественного произведения важно включение эмоциональной сферы. Эмоциональная сфера у детей 3-4 лет работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте, как правило, не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта.
Рассмотрим применение технологии продуктивного чтения-слушания на примере изучения произведения В. Сутеева «Живые грибы».
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 3-4 лет
«Ленивому хвалиться нечем» (по сказке В. Сутеев «Живые грибы»)
Технология продуктивного чтения-слушания
Цель: организовать деятельность детей, направленную на знакомство со сказкой В.Сутеева «Живые грибы»; способствовать развитию диалогической речи и внимания; побуждать интерес детей к слушанию сказки.
Задачи:
-
Организовать мотивацию детей для слушания сказки В.Сутеева «Живые грибы».
-
Организовать практическую деятельность детей, направленную на знакомство со сказкой, формирование умения отвечать полным ответом на вопрос, развитие внимания.
-
Организовать контроль знаний детей и рефлексивную оценку выражения детьми отношения к содержанию сказки.
Словарная работа: грибник.
Оборудование: конверт с письмом, ёлки разных размеров, текст сказки, раздаточный материал к дидактической игре, силуэты листьев, грибов, обручи желтого цвета, обручи красного цвета.
Предварительная работа: беседа «Поведение в лесу», лепка из пластилина – грибочек для друзей, подвижная игра «Найди домик».
Ход деятельности
1. Мотивационный этап (до чтения)
Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад встретила почтальона, и он передал нам письмо. Хотите узнать,что в нём написано?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте его откроем и прочтём.
«Здравствуйте, ребята,» - пишет Вам ваш старый знакомый Денис. «Очень хотел поделиться с вами интересным случаем, который произошёл со мной. Мы с моим товарищем Никитой, ходили в лес по грибы. Там мы нашли живые грибы. Нас это так удивило. Мы хотели их поймать, но не смогли. Пытались ещё найти, но не получилось. Почему же у нас не вышло, даже и не знаем.»
2. Ориентировочный этап (до чтения)
Воспитатель: Ребята, какая-то загадочная ситуация. Бывают ли живые грибы? Ответы детей:(нет)
Воспитатель: Вы бы хотели узнать, что же за живые грибы видели мальчики? Ответы детей: (да).
Воспитатель: Что нужно для этого сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, мы про это прочитаем.
Воспитатель: Эту сказку написал В.Сутеев и называется она «Живые грибы».
3. Исполнительский этап (во время чтения)
3.1 Чтение-слушание.
Воспитатель: (выразительное чтение)
Вышел как-то ёжик из дому грибов набрать, ежат накормить. Зима впереди долгая, без припасов не обойтись.
Много грибов набрал! Всем ежатам хватит, и друзей угостить можно!
А Никита и Денис тоже решили сходить в лес за грибами. Да только вот грибы-то все куда-то попрятались, под листиками да веточками укрылись.
Вдруг видят ребята под деревом холмик маленький, а на нём грибов видимо-невидимо! И белые, и подберёзовики, и маслята! (представили себе?)
Вот мальчики обрадовались! Бросились к чудесному холмику. (а что сейчас случится? Ответы принимаются, но не комментируются)
А он вдруг вскочил на ножки и как кинется наутёк!
Вот ребята удивились! Не приходилось им ещё живых грибов видеть!
3.2 Обобщающая беседа (после чтения).
Воспитатель: Ребята, что хотели найти мальчики Никита и Денис в лесу? (грибы). А как мы можем назвать человека, который собирает грибы? (не знаем) Это грибник. И наши мальчики из сказки, тоже грибники. Давайте повторим это новое слово. (грибник)
Воспитатель: Ребята, ёжик нашёл грибы? (Да.) А мальчики нашли грибы? (Нет.) Потому что грибочки куда-то спрятались. Куда они спрятались? (Под листики.) Как вы думаете, на нашей полянке есть грибы? (Ответы детей.) Давайте проверим.
Дидактическая игра «Найди грибочек.»
(Для игры: силуэты грибов по количеству детей с красными и жёлтыми шляпками, силуэты листьев. Гриб с красной шляпкой лежит под красным листом, с жёлтой шляпкой под жёлтым листом. Для более слабых детей берётся упрощённый вариант: все грибочки лежат под зелёными листьями.)
Воспитатель: Ребята, поищите грибы на поляне, но взять можно только один грибок. Дети находят грибы под листьями и подходят к воспитателю, который проверяет правильность выполнения задания.
Воспитатель: На нашей полянке были грибы. Все смогли найти грибы? (Да или нет.) А теперь посмотрите на свои грибочки, у всех ли они одинаковые? (Ответы детей.)
Дидактическая игра: «Живые грибы.»
(Для игры: обручи желтые и красные.)
Воспитатель кладёт на ковёр разноцветные обручи.
Воспитатель: Ребята, у вас в руках грибы жёлтые и красные. У меня есть обручи жёлтые и красные, это будут наши корзинки. В красную корзинку вы положите красные грибы, в жёлтую – жёлтые.
Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания.
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Ребята, а легко было искать грибы на полянке?(тяжело) Мы справились? (да) Как мы искали? (наклонялись, заглядывали под каждый листочек) Как вы думаете, почему мальчики из сказки не нашли грибы?(ленились, плохо искали, не наклонялись). Да, правильно, потому что поленились. Что вам больше всего понравилось в этой сказке? (ответы детей)
5. Перспективный этап.
Воспитатель: Ребята, когда сегодня придёте домой, спросите у своих мам что можно приготовить из грибов?
Грибы, которые мы сегодня собрали, отправим мальчикам Денису и Никите в подарок, пусть они порадуются.
Через несколько дней получаем письмо с медальками «Настоящий грибник».
Литература
1. Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Часть 1 (3 – 4 года). – М.: Баласс, 2016. – 64 с.
2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: Баласс, 2014. – 43 с.
3. Дзюба М.С. Применение технологии продуктивного чтения для формирования позиции активного слушателя детей дошкольного возраст (опыт работы) [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/14374 (Дата обращения 22.04.2021)
4. Нагаева О.Н., Ивченко Ю.В., Виноградова А.Н. Технология продуктивного чтения как механизм реализации преемственности уровней образования // Управление ДОУ. - 2019, №2. - С.62-71.
5. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – М.: Мозаика-синтез, 2019 – 336 c.
Конспект во вложении (pdf 134KB)
Скачать вложение