Путешествие на паровозике
Автор: Бобкова Светлана Анатольевна, Иванова Юлия Николаевна, воспитатели МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 32» г. РязаньКонспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшей группы.
«Начало искусства слова — в фольклоре».
М. Горький
Важнейшими воспитательными средствами умственного развития являются разные формы фольклора. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком, а значит, способствует развитию умственных способностей. К. Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учиться ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». В защиту фольклора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали такие педагоги, как Флерина, Усова, Тихеева, Водовозова.
Работая с детьми, мы заметили, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя мы вывели такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы и черпаем с истоков фольклора, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!» И мы пришли к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». Звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Использование в речи малых форм фольклора, способствует не только развитию речи, обогащению словарного запаса ребенка, но и помогает успешному переводу пассивного словаря в активный. В этом и есть актуальность нашего занятия. Для знакомства детей с малыми фольклорными жанрами, мы используем современные инновационные технологии (игры-презентации).
Федеральный Государственный Стандарт дошкольного образования, выделяет образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», освоение которой предполагает: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; развитие способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование способности к сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Цель: Организовать деятельность детей, направленную на приобщение к истокам русской культуры через ознакомление с малыми фольклорными формами; способствовать обогащению словаря и развитию умению слушать и понимать стихотворный текст; создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости.
Задачи:
Организовать:
- знакомство детей с малыми фольклорными формами через разучивание потешек, поговорок, загадок; упражнять в умении узнавать и называть животныхи птиц по внешним признакам и голосу, соотносить движения с текстом; обогащать двигательный опыт детей;
- практическую деятельность детей по теме занятия;
- контроль и оценку самостоятельной деятельности детей.
Оборудование: проектор,презентация «Путешествие на паровозике», кукла, альбом «паровозик», наклейки персонажей.
Демонстрационный материал: Иллюстрации к русским народным сказкам («Курочка-Рябя», «Волк и семеро козлят») и потешкам («Сорока-Белобока», «Киска-Мурыска», «Сидит Ворон на дубу»).
Раздаточный материал: наклейки для каждого ребенка с изображением животных.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок и потешек.
Литература:
1. Колыбельные. – М.: Просвещение, 2017. – 16 с.
2. Петушок – золотой гребешок: русские народные сказки/ О. Капита, М. Серова, А. Толстой и др. – М.: РОСМЭН, 2017. – 48 с.
3. Хрестоматия для детского сада. Младшая группа. – М.: РОСМЭН, 2019. – 207с.
4. Яковлева И. А. Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 463-465. — URL https://moluch.ru/archive/69/11946/ (дата обращения: 29.10.2019).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. (Правовая библиотека образования). – URL http://www.nios.ru/files/poleznoe/xud.pdf
Полный вариант статьи с презентацией во вложении (zip, 1MB)
Скачать вложение