Транспорт
Автор: Мериакри Татьяна Александровна, Котикова Алевтина Георгиевна, воспитатели МБДОУ "Детский сад № 105", г. РязаньКонспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.
Первое социальное образование дети начинают получать знакомясь с объектами ближайшего окружения, с которыми сталкиваются каждый день. Одним из направлений познавательного развития является знакомство детей с видами транспорта.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится, что "Познавательное развитие" предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Для любого ребенка виды транспорта является увлекательной и интересной темой. Детей интересует история автотранспорта, какой бывает транспорт и зачем он необходим людям? Знакомя детей с этой темой, можно классифицировать все транспортные средства и рассказать детям о предназначении каждого из них. Знакомство дошкольников с классификацией автотранспорта способствует всестороннему развитию детей, обогащению словарного запаса, закреплению понятия «транспорт». Дети учатся сравнивать различные виды транспорта, находить в них общие или отличительные признаки, знакомятся с профессиями (кто проектирует, строит, обслуживает и работает на автотранспорте). Дети учатся правилам поведения, как себя вести в общественном транспорте. Все это способствует тому, что у дошкольника формируются личностные качества, развивается мышление, познавательные и творческие способности.
Работа воспитателей по ознакомлению детей с понятием "транспорт" проводится в течение всего учебного года. Это беседы, рассматривание иллюстраций, альбомов; чтение художественной литературы; просмотр презентаций, обучающих мультфильмов; различные игры; наблюдения на прогулке за транспортом и конечно специально организованные игровые занятия по познавательному развитию.
Цель: Организовать деятельность детей направленную на формирование знаний о транспорте, его видах и назначении; способствовать развитию
познавательной активности детей; пробудить интерес к технике, к профессиям.
Задачи: организовать:
-закрепление знаний детей о родовом понятии «транспорт»;
- развитие умения различать и определять окружающие звуки;
- расширение знаний детей о наземном, водном и воздушном видах транспорта;
- закрепление видов специального транспорта;
- закрепление профессии людей, которые управляют различными видами транспорта.
- контроль результатов самостоятельных практических действий детей;
- рефлексивный анализ образовательной деятельности детей на занятии.
Активизация словаря: пассажирский транспорт, грузовой транспорт, наземный, воздушный, водный транспорт.
Обогащение словаря: специальный транспорт.
Материалы и оборудование: картина города, игрушка медвежонок Тучка,
картинки с разным видом транспорта; полоски голубого, коричневого и темно-синего цвета, загадки; листы-раскраски с изображением разного автотранспорта; цветные карандаши.
Технические средства: компьютер, компьютерные слайды, выполненные в программе PowerPoint в виде презентации, аудиозапись шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта.
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть. Мотивационно - организационный этап.
Воспитатель: Ребята, медвежонок Тучка нам подарил интересную картину с заданиями. Давайте подойдем к картине и рассмотрим ее. Что изображено на картине?
Дети: На картине изображен город.
Воспитатель: Да, это город. Ребята, Тучка никак не может догадаться чего не хватает на его картине?
Дети: Людей, машин.
Воспитатель: Правильно здесь нет машин.
Какие автомобили передвигаются по улицам нашего города?
Дети: автобус, маршрутка, самосвал, трактор, фургон, внедорожник и т. д.
Воспитатель: Тучке очень хочется узнать побольше о транспорте.
Основная часть. Практический этап.
Воспитатель: Ребята, поможем Тучке.
Дети: Да.
Воспитатель: У Тучки есть запись разных автомобильных звуках. Он никак не может разобраться в них. Попробуем помочь ему?
Дети: Да.
Воспитатель: Я буду включать фрагмент записи звуков, а вы попробуйте угадать какому виду транспорта соответствует звук. Давайте поиграем.
Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта».
Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный звук.
Воспитатель: Ни одна машина не может передвигаться без помощи человека.
Ребята, у Тучки есть много картинок с изображением транспорта. Он хочет узнать название автотранспорта и профессии людей, которые управляют им. Постараемся помочь Тучке?
Дети: попробуем.
( Воспитатель поочередно показывает изображения транспорта).
Воспитатель: Что это? Кто им управляет?
Дети: Автобус. Им управляет водитель автобуса.
Поезд. Им управляет машинист.
Самолет. Им управляет летчик.
Корабль, Им управляет капитан.
Трактор. Им управляет тракторист.
Подъемный кран. Им управляет крановщик.
Грузовая машина. Им управляет водитель грузовой машины.
Троллейбус. Им управляет водитель троллейбуса.
Воспитатель: Ребята, Тучке очень интересно узнать, где может передвигаться транспорт. Сейчас я вам расскажу и покажу все. Подойдите ,пожалуйста, к экрану.
Воспитатель рассказывает и показывает слайды.
Для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров и грузов нужен транспорт.
Транспорт бывает: пассажирский, грузовой, специальный. (Воспитатель показывает слайды).
Воспитатель: Подумаете и скажите, на каком транспорте передвигаются люди?
Дети: автобус, троллейбус, маршрутное такси, самолет, поезд.
Воспитатель: Перевозит людей пассажирский транспорт. Как должны вести себя пассажиры в общественном транспорте? Как надо вести себя в автобусе, поезде?
Дети: Приобретать билеты, не толкаться, не шуметь, не отвлекать водителя, не бегать по автобусу или электрички, уступать место пожилым людям.
Воспитатель: Ребята, как называется транспорт, на котором перевозят грузы?
Дети: Грузовой транспорт.
Воспитатель: Какой грузовой транспорт знаете вы ?
Дети: грузовые автомашины, грузовые поезда, самолеты, корабли.
Воспитатель: Ребята, есть специальный транспорт.(Рассказ воспитателя и показ слайдов)
Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы - помогать людям в беде. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: при пожаре вызывают пожарную машину; если заболел человек вызывают скорую помощь; если случилась драка или кого-то ограбили, обидели вызывают милицейскую машину. Специальный транспорт вызывают по телефону 112. Давайте запомним и повторим номер телефона 112.
Воспитатель: А теперь немного отдохнем и разомнемся. Давайте пройдем на ковер, встаньте в круг. Выполняйте движения вместе со мной.
Физкультминутка:
Едем, едем на машине, (вращения руками перед грудью)
Нажимаем на педаль. (нажимаем ногой на воображаемую педаль)
Газ включаем, выключаем, (переключаем воображаемый рычаг)
Смотрим пристально мы вдаль. (подставляем руку ко лбу, присматриваемся)
Дворники счищают капли (руками изображаем движения дворников)
Вправо – влево. Чистота! (повороты вправо-влево, руки на поясе)
Волосы ерошит ветер. (руки вверх, двигаем вправо-влево)
Мы шоферы – хоть куда. (показываем «класс»)
(Дети стоят в кругу).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где летают самолеты?
Дети: В небе.
Воспитатель: А где плавают пароходы, теплоходы?
Дети: На воде.
Воспитатель: Где ездят машины?
Дети: По земле.
Воспитатель: Ребята, давайте Тучке расскажем, где может передвигаться транспорт. Пройдите к мольберту. Посмотрите на стол. Какого цвета на нем лежат полоски?
Дети: Голубая полоска, коричневая и синяя полоска.
Воспитатель: Давайте договоримся, что голубая полоска будет обозначать небо, коричневая полоска будет обозначать землю, а синяя будет обозначать воду.
Дидактическая игра « Угадай транспорт».
Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы их отгадывать. На столе лежат картинки отгадки. Кто первым отгадает загадку, находит картинку - отгадку и кладет её на полоску, где транспорт передвигается: темно-синяя полоска -это вода, коричневая полоска -это земля, голубая полоска - это небо.
Загадки:
1. Очень, длинный и могучий
Он летит, пронзая тучи.
Громко в облаках ревёт
Пассажиров он везёт... (Самолет)
2. Отдыхает он в порту,
А как работать час настанет –
В море нужно выходить ему...(Корабль).
3. Что за чудо-стрекоза
Любопытные глаза?
Есть пропеллер, длинный хвост,
Мощный вес и крупный рост.
Нас с тобой зовёт в полёт
Современный…(Вертолёт)
4. Под водой она гуляет,
Нашу землю охраняет,
Выполняет наш наказ.
У нее – зоркий глаз... (Подводная лодка)
5.Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками…(Троллейбус)
6. Что за красная машина
На пожар везёт людей?
Огонек мигает синий
И сирена всё сильней... ( Пожарная машина)
7. Это просто чудо - дом!
Очень много людей в нём.
Обувь его резиновая,
А еда у него бензиновая… (Автобус)
8. В любое время,
Днём и ночью,
Везу груз важный,
Нужный очень! ... (Грузовик)
9.Состоит он из железа,
Возит он людей по рельсам
Возит тяжести порой,
Кто это? Ответ простой!... (Поезд)
(Дети отгадывают загадки и раскладывают картинки на разноцветные полоски)
Воспитатель: Ребята, вы правильно отгадали все загадки и справились с заданием.
На какие группы мы разделили транспорт?
Дети: Водный, воздушный, наземный.
Воспитатель: Пройдемте к столам. Посмотрите сколько рисунков транспорта лежат на столе. У рисунков нет цвета. Что мы можем сделать?
Дети: разукрасить.
Продуктивная деятельность детей.
Воспитатель: Сейчас каждый из вас возьмет себе по одной картинке и будет их разукрашивать, но с одним условием:
У кого голубой треугольник - берет себе картинку с воздушным транспортом.
У кого коричневый прямоугольник - берет картинку с наземным транспортом.
У кого темно-синий круг - берете картинку с водным транспортом.
Фишки в мешочке. Подходите доставайте фишку, выбирайте рисунок, занимайте места за столами. Приступайте к работе.
Дети разукрашивают картинки.
Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, Тучка предлагает разместить ваши рисунки на его картине.
Посмотрите какая совместная картина у нас получилась. Тучка благодарит нас за помощь.
Кому мы с вами помогали? Что мы для этого сделали? О каком транспорте вы узнали? Какой номер телефона для вызова специального транспорта?
Дети: Мы помогали медвежонку Тучке. Помогли на слух определить автомобильные звуки, узнать название автотранспорта и профессии людей, которые управляют им. рассказали, что транспорт передвигается по земле, воде и в небе. Узнали о специальном транспорте - пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина. Их вызывают по телефону 112. Дополнили картину Тучки транспортом.
Перспективный этап.
Мы сегодня Тучке рассказывали о разных видах транспорта. А полученные знания где применим?
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации.
Редактор: Цветкова Т. В. Издательство: Сфера, 2018 г. Серия: Правовая библиотека образования. Страниц: 96 (Газетная)
2.«От рождения до школы» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3 – е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2018.– 368с.
3. Картинки автотранспорта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: . https://yandex.ru/images/search (Дата обращения: 23.04.2020).
4.Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И. Дорогою добра. Занятия для детей 5—6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.В. Коломийченко. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 192 с.
5.Лобанова, В. А. Учебное проектирование в ДОО. Конспекты совместных практических занятий [Текст] : методическое пособие для педагогов ДОО / В. А. Лобанов. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2015. - 93 с. : ил.; 24 см.
6. Нищева В.Н . Мы едем, едем, едем... : Виды транспорта: предметные картинки, конспекты занятий, игры / Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 24, [15] л.
Приложения к занятию во вложении (zip, 4Mb)
Скачать вложение