В гости к Старичку-Лесовичку
Автор: Анисимова Ирина Александровна, воспитатель МБДОУ «Искровский детский сад»Конспект НОД по ознакомлению детей младшей группы (2-3х лет) с окружающим миром через познавательную деятельность.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятий, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие — это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте нужно познакомить ребенка с цветом, формой предметов, звуками окружающего мира. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это неинтересно. Эти особенности возраста не позволяют строить занятие с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала. Авторитет взрослого также не может побудить малышей к действиям, которые им неинтересны. В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым. Кроме этого, следует помнить и о том, что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами.
Придерживаясь той точки зрения, что ребенку необходимо познать самые разные свойства предметов, материалов и явлений, узнать мир во всем его разнообразии, воспитатель должен творчески подходить к использованию дидактических игр и упражнений, связывая их с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб другим.
Цель:
- Формировать представления детей о зимних объектах окружающей действительности через игровые технологии.
Задачи:
Обучающие:
- Создать условия для работы по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности включая все виды восприятия.
- Учить различать количество предметов «один», «много»; «большой», «маленький».
- Формировать представления детей о жизни диких животных в зимнем лесу.
Развивающие:
- Развивать связную речь, память, внимание, логическое мышление.
- Развивать у детей эмоциональное восприятие – радоваться зиме.
- Развивать умение понимать смысл образных выражений художественного слова.
- Через двигательную активность формировать эмоционально- положительное состояние.
Воспитывающие:
- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за живых существ.
Предварительная работа:
Беседы на темы: «Сезонные изменения в природе», «Правила поведения в лесу»,«Жизнь диких животных в зимнее время».
Чтение стихотворений, рассказов, сказок экологической направленности.
Дидактические игры: «Кто какой», «Чей домик», «Назови время года».
Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, конверт с текстом письма. Звуковая запись: «Метель», «Звук шагов по хрустящему снегу», «Звуки арфы». Корзинка с муляжами капусты, сыра, бочонка с медом. Три маленьких елочки, одна большая. Декорация зимнего леса, нора лисы, берлога медведя. Мягкие игрушки: зайца, лисы, медведя. Декорированная коробка для тканевых снежков. Живая ветка ёлки. Звуковая запись муз. Игр» скачут зайки, «Как на горке снег, снег». Персонаж кукольного театра «Старичок-Лесовичок». Избушка. Корзинка с зефиром. Тканевые «снежинки», красивая коробка с муляжами «снежков».
Активизация словаря: зверята, прогулка, мягкий, пушистый, маленький, большой, один, много.
Литература:
1) Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка – Пресс, 2014г. – 72с.
2) Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. –М: ТЦ Сфера, 2011. -128с.
3) Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. - Мозаика – Синтез, 2013. -120с.
4) Ранькова В.В., Юдина Т.В. Азбука экологического воспитания – М: ТЦ Сфера, 2010. -135с.
5) Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М.:Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Просвещение, 1988. -144 с: ил. ISBN 5-09-000732-2
Полный вариант статьи с презентацией во вложении (zip, 526Kb)
Скачать вложение