Коммуникативные упражнения на уроках русского языка в начальной школе
Автор: Фетисова Елена Константиновна, учитель начальных классов МБОУ «Школа №75», г. РязаньМетодическая разработка для учителей начальных классов.
Аннотация. Коммуникативные упражнения способствуют эффективной организации совместной познавательной деятельности учащихся и формируют умение пользоваться языком как средством общения. Статья посвящена описанию упражнений для формирования коммуникативной компетенции у учащихся начальной школы.
Ключевые слова: компетенция, виды компетенций, коммуникативные упражнения.
Кардинальные перемены во всех областях общественной жизни привели к потребности совершенствования системы образования. В современном мире перед образованием стоит задача воспитания у учащихся ключевых компетенций, обеспечивающих гибкость и способность к приспособлению в социальной сфере. В данной статье мы будем опираться на понятие компетенции (от лат. competens – способный) как совокупности знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способности к выполнению какой-либо деятельности на основании приобретённых знаний, навыков, умений.
А.Н. Хомский выделяет три взаимосвязанные компетенции: языковую (или лингвистическую), речевую и коммуникативную [1, с. 182]. Под коммуникативной компетенцией понимается владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых общественных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах [4, с.24].
От уровня развития речи и мышления во многом зависит эффективность последующего обучения и воспитания школьников. Именно младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Таким образом, важнейшая цель начального общего образования – сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию.
Коммуникативные упражнения – это вид творческих упражнений, обеспечивающих формирование речевых умений и наиболее высокий уровень практического владения языком. По классификации В.Л. Скалкина, такие упражнения включают следующие группы упражнений: репонсивные (вопросно-ответные), ситуативные, репродуктивные, дискутивные, композиционные, игровые [3, с.103].
Рассмотрим эти группы упражнений подробнее.
I. Репонсивные (вопросно-ответные) упражнения
Вопросно-ответные упражнения есть форма общения, специально организованная таким образом, что вызывает активность учащихся и непринуждённую мотивированность речевой деятельности, развивает самостоятельность и продуктивность речевого умения.
Пример такого задания:
Подберите устойчивые сочетания, отвечая на вопросы:
Как говорят о том, кто усиленно работает? (Из кожи вон лезет. В лепёшку расшибается.)
Как человек говорит? (Соловьем поёт. Долбит, как дятел.) и др.
Репонсивные упражнения используются также при подготовке учащихся к ведению беседы. Учащиеся выражают своё отношение к высказыванию, начиная его со следующих слов: я думаю…, я считаю…, по моему мнению.
К достоинствам репонсивных упражнений можно отнести имитацию общения. Эти упражнения по характеру могут быть не только речевыми, но и грамматически, лексически или фонетически направленными, т.е. могут служить усвоению конкретного материала в речевых условиях.
II. Ситуативные упражнения
Ситуативные упражнения – это упражнения, при использовании которых процесс обучения строится на ряде ситуаций, естественных или учебных, возникающих в реальной жизни или организованных преподавателем [3, с. 277]. Разновидностью ситуативных предложений являются дополняемые ситуации, проблемные ситуации, воображаемые ситуации, ролевые ситуации.
В качестве примера приведем следующие задания:
1. Прочитайте текст и определите, где происходят события, описанные в тексте, кто эти люди? Почему вы так решили?
Человек с золотым ключом на шее показал на корабль и поднёс палец к аккуратному рту. Должно быть, человек в плаще понял этот знак. Он прокричал что-то тонким голосом, похожим на писк комара. Не прошло и четверти часа, как сотни сгорбленных носильщиков потащили к кораблю столы, корзины с едой и бочки с вином. В каждой корзине лежал хлеб, вяленый баран и жареный цыплёнок.
Что нужно изменить в тексте, если известно, что речь идёт о Лилипутии и описывает события Гулливер?
2. Какое значение имеют суффиксы -ник и -тель в словах чайник, пыльник, угольник, умывальник, будильник, выключатель, отбеливатель? Растолкуйте эти слова, если -ник- и -тель- в этих словах – суффиксы лица. (Пофантазируйте!) От имени одного из этих слов («лиц») напишите сочинение.
Ситуативные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить своё высказывание с адресатом и реалиями, готовят к действенному речевому общению. Их следует как можно чаще применять, так как они побуждают каждого ребёнка без затруднений содержательно высказываться по любой предложенной теме.
III. Репродуктивные упражнения
Репродуктивные упражнения – это упражнения, связанные с воспроизведением (устным или письменным) услышанного или прочитанного [3, с. 246]. При выполнении данных упражнений внимание учащегося направлено, прежде всего, на содержательную сторону речи, при этом он извлекает из памяти языковой материал, отвечающий замыслу выступления. К репродуктивным коммуникативным упражнениям можно отнести пересказ, сокращённо-выборочное изложение, пересказ-перевод, драматизации.
IV. Дискутивные упражнения
К дискутивным упражнениям относятся учебная дискуссия и комментирование. В обсуждении задания, ответа на поставленный вопрос или высказанной гипотезы принимают участие большое количество учащихся, выражающих различные точки зрения и суждения по одному и тому же вопросу. Трудности в использовании дискутивных упражнений заключаются в низкой культуре общения младших школьников, неумении выслушать оппонента.
V. Композиционные упражнения
К композиционным упражнениям относятся устные выступления по предложенной теме, импровизация, драматизация. Например, такое задание:
Определите, из каких мифов или библейских преданий, взяты следующие фразеологизмы.
Авгиевы конюшни (выражение «авгиевы конюшни» мы употребляем, когда хотим сказать о крайней запущенности, загрязнённости).
Ахиллесова пята (всякое слабое, уязвимое место человека).
Золотое руно («золотым руном» называют золото, богатство, которым стремятся овладеть).
В группе подготовьте импровизацию одного из мифов.
VI. Игровые упражнения
Основное назначение игровых упражнений состоит в организации общения в процессе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы, заключающейся в обмене информацией в ходе совместной речевой деятельности.
Например, игровое упражнение «Кто больше»? Для этого, учащиеся делятся на команды. Каждой команде за определённое время (не больше 10 минут), необходимо записать как можно больше устойчивых выражений со словами: голова, нос, глаза, ухо, зуб, язык, рука. Это могут быть такие фразеологизмы, как: человек с головой, морочить голову, вскружить голову, не сносить головы, отвечать головой. Со словом нос: задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу.
Важнейшей особенностью коммуникативных упражнений является их коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Такие упражнения способствуют эффективной организации совместной познавательной деятельности учащихся и формируют умение пользоваться языком как средством общения.
Литература
1. Гурьянова Н. В. Понятие языка, знания языка и овладения этим знанием в концепции языка и мышления Н. Хомского // Учён. зап. Ульянов. гос. ун-та. — (Серия: Образование). – Ульяновск, 1999. – Вып. 2. – С. 182–191.
2. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М: Высшая школа, 2001. – 192 с.
3.Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) // Э. Г. Азимов, А. Н.Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – http://www.eidos.ru/jornal/2002/0423.htm.
Скачать вложение