Специфика и особенности современного преподавания анатомии и физиологии человека будущим работникам среднего специального звена
Автор: Федотова Юлия Викторовна, преподаватель ОГБПОУ "Рязанский медицинский колледж"Статья на педагогическую тематику.
Сложно переоценить важность наличия знаний о строении и функционировании организма человека для людей, готовых посвятить свою будущую профессиональную деятельность медицине. Не зная и не понимая таких фундаментальных знаний, абсолютно невозможно развиваться в данном направлении. Наряду с важностью и необходимостью получения специальных знаний, изучение предмета представляет некую трудность для обучающихся, связанную с определенной специфичностью как самого предмета, так и требований, предъявляемых к студентам. Считаю необходимой попытку разобраться в особенностях преподавания дисциплины, а также озвучить определенную специфику данного направления.
Для нашей «педагогической» современности, к сожалению, уже воспринимается за норму понимание того, что современные студенты крайне не заинтересованы в учебе, проявляют мало интереса к изучаемым дисциплинам. Проблемы обучения студентов анатомии многогранны, учитывая объем дисциплины, обилие незнакомых терминов, утомительный процесс «зубрежки». Учитывая всё вышеперечисленное, педагогам дисциплины постоянно приходится совершенствовать, обновлять и стараться разнообразить способы и формы подачи информации.
Для начала необходимо понимание того, что анатомия является «пограничной» дисциплиной. Еще вчерашние школьники с багажом знаний по математике и физики приходят в стены медицинской образовательной организации, пока еще имея далеко не полное и не сформировавшееся понимание того, чему будет посвящено дальнейшее его обучение. Говоря другими словами, анатомия и физиология находятся на границе между общеобразовательными дисциплинами и строго специфическими, медицинскими предметами. Нельзя посадить первокурсника сразу за изучение болезней сердца, не рассказав ему о том, как же этот орган утроен, как работает в норме. На мой взгляд, одной из основных причин, по которой студенты сложно воспринимают новую информацию по нашей дисциплине, является подача преподавателем так называемых «голых фактов». То есть студент заучивает новые факты и термины, но это может вызывать мало интереса, так как нет точного представления о том, когда и в какой сфере пригодятся эти новые знания. Обязательно необходимо подкреплять «голые факты» примерами, демонстрирующими как же возможно применять новые знания на практике, как они помогут будущему специалисту в будущей профессиональной деятельности и не только. В преподавании анатомии и физиологии человека необходимо отходить от традиционного предметно-ориентированного обучения к практико-ориентированному. Это способствует уменьшению отчуждения студента от науки, раскрывает для него связь между новыми знаниями и повседневной жизнью людей.
Одним из способов внедрения принципов практико-ориентированного обучения, ставшим уже традиционным, является применение ситуационных задач. Они описывают разные клинические случаи, для разрешения которых необходимы знания по анатомии и физиологии. Но, при составлении этих задач, можно сместить фокус с описания медицинских клинических ситуаций, и описать вполне повседневные, «бытовые» примеры из жизни. Как показывает опыт их применения, такие «бытовые задачи и вопросы» всегда вызывают больше интереса обучающихся. Например, задача может звучать так: «Студент пришел неподготовленным на экзамен. Опишите, как будут выглядеть его зрачки, как изменится функционирование сердечно-сосудистой системы? Дайте обоснование своему ответу»; «Почему, после долгого пережевывания картофеля или хлеба, их вкус меняется?»; «Может ли человек глотать и дышать одновременно?»; «Почему на холодном ветру перехватывает дыхание?» и т.д. Когда студент начинает понимать механизм таких обыденных ситуаций, может объяснить природу их происхождения, это значительно повышает мотивацию к изучению новых тем. В некоторых случаях прибегаем к разбору различных литературных произведений, поговорок и пословиц, стараемся объяснить их с точки зрения анатомии и физиологии. Например, почему говорят «У страха глаза велики», «Аппетит приходит во время еды» и пр.? Студенты сами начинают приводить различные примеры, прибегая к коллективному разбору интересующих ситуаций.
Таким образом, внедрение практико-ориентированного обучения, это один из способов вовлечения обучающихся в активный учебный процесс.
Еще одним способом, позволяющим облегчить изучение дисциплины, разнообразить способ подачи информации, является применение информационно-коммуникационных технологий. Работая со студентами, являющимися активными потребителями интернет-контента, преподаватель также не может пренебрегать современными технологиями. Обязательно подкрепление теоретического материала различными презентациями в формате ppt., без которых уже не представляется возможной подача лекционного материала. Кроме этого, возможно активное применение таких образовательных онлайн-платформ, как Google Classroom, ЯКласс, Moodle и др. Студенты демонстрируют положительный отклик на то, что преподаватель дает возможность использовать гаджеты и интернет для выполнения различных заданий, тестов, ведения электронных словарей с терминами.
Анатомические знания, преподносимые в более новом и свежем ключе, воспринимаются с большим интересом, расширяют кругозор и наблюдательность. Современные преподаватели должны идти в ногу со временем, способствовать формированию положительной мотивации на занятиях.
Литература:
1. Погонышева И.А., Скоробогатова О.Н. Особенности преподавания анатомии и физиологии человека для студентов, обучающихся по направлению «физическая культура» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: file:///C:/Users/user/Downloads/osobennosti-prepodavaniya-anatomii-i-fiziologii-cheloveka-dlya-studentov-obuchayuschihsya-po-napravleniyu-fizicheskaya-kultura.pdf (Дата обращения: 20.04.2021)
2. Муратова И.Ш. особенности преподавания анатомии и физиологии человека для студентов, обучающихся по направлению «Лечебное дело» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie- ipedagogika/library/2020/11/20/osobennosti-prepodavaniya-anatomii-i-fiziologii (Дата обращения: 20.04.2021)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело: утв. приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 г. №514. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: file:///C:/Users/user/Downloads/fgos_ru_31_02_01%20(1).pdf (Дата обращения: 20.04.2021)
Скачать вложение